Авторы |
Фефилов Александр Иванович, доктор филологических наук, профессор, декан факультета лингвистики и международного сотрудничества, заведующий кафедрой общего и германского языкознания, Ульяновский государственный университет (Россия, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42), aiffai@yandex.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Предметом статьи является вербальная деятельность человека в аспекте взаимодействия сознания и языка, мышления и речи. Тема исследования – мыслительные основы речепорождения и речевосприятия. Целью работы является выявление и объяснение основных коммуникативно-прагматических факторов, регулирующих подбор языковых средств и речевых конструкций в актах устного или письменного общения.
Материалы и методы. Основной акцент анализа делается на том, что современная лингвистическая методология должна учитывать комплексную природу речевых актов и не исключать из поля зрения говорящего субъекта – не только как носителя языка, но и как речедеятеля. Традиционная инструмен- тальная парадигма языка в лингвистике обычно сводит вербальность к семиотической функции. Коммуникативно-прагматический подход к языку, напротив, видит в языковых и речевых единицах не только знаковость, но и информативность, а также побудительность и функцию самовыражения говорящего. Кроме того, разрабатываемая автором когитологическая концепция исходит из идеи интегративности языка и сознания, речи и мышления, которая проявляется в процессах объективации (формантизации и семантизации) ретроспективных мыслительных понятий и репрезентации (обозначения и выражения) актуальных мыслительных понятий. Вербальные единицы рассматриваются автором в единстве номинативной и представительской функций, а также в перспективе функции выражения как результата наложения языковой семантики на мыслительный концептуально-контенсиональный комплекс в контексте речевой деятельности.
Результаты. В статье демонстрируется характер вербально-концептуального соотношения, регламентирующего процессы общения. Само общение рассматривается как манипулирование вербально-концептуальными структурами или как их соотношение по принципу уподобления и расподобления, за что ответственно координативное сознание коммуницирующего человека.
Выводы. Положения, разработанные в статье, могут быть использованы для дальнейшего развития лингвокогнитивной теории. Практические выводы и ре- комендации полезно учитывать при составлении энциклопедических и отраслевых терминологических словарей.
|